Меню сайта

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.

5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражение воображения.

6. Глобальные компетенции – специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.


Нормативные документы

1. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»).

2 . Министерство просвещения российской федерации Письмо от 17 сентября 2021 года n 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

3. Письмо Министерства просвещения от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04 " Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

4. Дорожная карта по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 уч.год


Интернет – ресурсы, контент которых можно использовать для развития оценки функциональной грамотности обучающихся

1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:


Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности


Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (презентация)

Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности – открыть

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач – открыть

Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности" – открыть

Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке" – открыть

 

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства "Просвещение"

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Электронный банк заданий по читательской грамотности

Электронный банк заданий по математической грамотности

Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности

Электронный банк заданий по глобальным компетенциям

Электронный банк заданий по креативному мышлению

Примеры заданий по математической грамотности

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы